
Итак, для меня наблюдение за кампанией началось с праймериз «Моя Москва» - общественного движения, которое посредством голосования определяло «народных кандидатов», получивших в дальнейшем повышенную публичность. В чем очевидные плюсы этого мероприятия? Во-первых, благодаря нему о сентябрьских выборах люди начали узнавать за несколько месяцев, что несомненно способствует вовлечению в голосование большего числа москвичей. Во-вторых, оно позволило наиболее популярным независимым кандидатам получить необходимую публичность для полноценного состязания с известными и опытными политиками. В-третьих, показало реальный расклад предпочтений населения в части поддержки интернет-оппозиции – оказалось, что в родном районе о многих из них никто слыхом не слыхивал.
Следующий этап– сбор подписей кандидатами-самовыдвиженцами. Они должны были доказать, что имеют поддержку населения, а не просто выдвигаются, чтобы добавить громкую строчку в резюме. Для этого, по-моему впервые в истории Москвы, политики вели активнейшую полевую работу, общаясь и агитируя людей вместо того, чтобы пытаться выехать на добром имени и политической рекламе. На мой взгляд эта кампания изменила сам принцип работы московских политиков с населением и в большей степени «завязала» их на ответственности перед избирателем. Заодно сбор подписей отсеял персонажей, прославившихся в интернете за счет скандалов, но малоизвестных рядовому жителю их района - таких оказалось немало, от них же и шла основная критика выборов, что неудивительно. МГИК при этом проявил себя не только справедливым арбитром, но и помощником кандидатов – в этом году комиссия не просто констатировала нарушения, но и давала время их исправить, подсказывая, как это лучше сделать. При этом неоднократно подчеркивалось, что отношение ко всем кандидатам без исключения должно быть одинаковым – никаких поблажек или излишней строгости, перед законом все равны. Представить себе, что избирком выберет такой подход, еще лет 5 назад было довольно сложно.
Традиционно в России один из наиболее болезненных этапов для участника предвыборной гонки – непосредственно агитация за себя любимого после регистрации; именно в этот отрезок времени чаще всего разворачивались самые громкие скандалы и звучали самые резкие обвинения в адрес противников и властей. Что же мы видели на этих выборах? Ничего подобного! После составления списка зарегистрированных кандидатов, не случилось ни одного громкого скандала, и даже такие популярные персонажи как Макс Кац и Алёна Попова не жаловались на какое-то давление со стороны властей или конкурентов – только на постоянную нехватку средств. И всё это при активнейшей работе со своим избирателем, плюсы которой я описал выше. Получилось очень цивилизованно, совсем как в Европе.
Не за горами и последний бастион –день выборов. Разумеется, 14 сентября я не только схожу проголосовать, но и буду внимательно следить за происходящим. Последние месяцы показали, что МГИК и московские власти провели очень грамотную и тщательную работу по улучшению как своего имиджа, так и имиджа этой выборной кампании. Уверен, что у них нет намерений в последний момент его испортить, и всё пройдет цивилизованно и на высочайшем уровне.
Journal information