demkristo

Category:

Карго-культ еды в девяностых: на столе тех, кто к «успеху пришел»


Когда в обществе случаются революционные пертурбации и его накрывает тотальная нищета, а продукты становятся предметом роскоши, то на столах появляется она — культовая еда. Эта еда не служит своей функции насыщения, нет. Эта еда показывает принадлежность человека к определенной социальной прослойке. И чем глубже, чем тотальнее нищета — тем больше появляется тех, кто с помощью наличия тех или иных продуктов.

В новейшей истории самый близкий период, тот, который мы помним, с подобными мироустановками — девяностые годы. Можно сколь угодно долго ругать «проклятый» совок и рассказывать, что жалкий «Оливье» там делался по праздникам, но вот с девяностыми его сравнить — и СССР становится страной изобилия, в корой текли молочные реки меж кисельными берегами.

Парадокс, тем более, что в девяностых в магазинах ассортимент продуктов стал гораздо шире — кто спорит. Но каких продуктов и по каким ценам!

Непонятная колбаса и сосиски вместо «совковых»

Появилась мода: хоть на праздники, хоть немного, но подать на стол колбасу подозрительно красного цвета — ту самую «Салями голд». Она стоила дороже сырокопченых колбас старых, уважаемых отечественных заводов. Которые тогда уже были в сводной продаже.

Я помню вкус этой салями — в нем не чувствовалось мяса, и запаха мяса в ней тоже не было. Соль, пряности в огромных количествах и…странная «зернистость». У людей не было привычки смотреть на состав, да и не знали они, что такое «мясо птицы механической обвалки».

Кстати — куриные сосиски уровня тех, которые и сейчас продаются по цене около ста рублей, тоже считались деликатесом. Ведь они были упакованы в вакуум и производились за границей.

Амаретто, крем-ликеры, Рояль и другие ужасы (иногда даже в железных банках)

В СССР, говорят, не было хорошего вина. Не знаю, не знаю, в период “ хардкорного СССР» я винами не интересовался в силу возраста. А вот период контрафактного алкоголя — застал.

До сих пор помню несколько случаев в гостях, когда взрослые, усаживаясь за стол, шутили — а не попадем ли мы все в больницу, испив изысканных импортных напитков?

Однако пили и — хвалили.

Особенным шиком, помнится, считались «итальянские» ликеры — их покупали гурманы, с презрением фыркавшие на «польские». А еще — «французские» вина. Все виноградники Франции не производили столько вина (особливо элитных сортов), сколько их продавалось во всевозможных ларьках и ларечках.

Но поставить красивую бутылку на стол считалось круто, это было показателем того, что хозяин застолья — успешный, «может себе позволить».

Импортные коробки с конфетам-ассорти

В девяностые мы все (ну, или почти все) усвоили: советский шоколад — плохой шоколад. Поэтому на стол ставились красивые конфеты-ассорти импортного производства. Я не вспомню марку, которая тогда заполонила все прилавки, помню коробки — огромные на вид, с букетами цветов, по большей части, на крышках. Внутри была пластиковая вставка с дюжиной конфет — причем конфет явно не вкусных (уж простите).

Коробка таких конфет обходилась дороже, чем граммов пятьсот нормальных, привычных ассорти (тогда еще выпускавшихся).

Нет, я все это написал не с целью обругать импортные продукты. К нам в те времена (да и сейчас, по большей части) поставлялись самые дешевые низкосортные позиции. А вот мы сами поддались искушению и устроили карго-культ еды — в надежде, что если у нас на столе кусочек «роскоши», то и сами мы будем жить, как в рекламе…


promo demkristo январь 19, 2013 14:58 3
Buy for 200 tokens
Как известно, есть несколько видов рекламы, при этом одной из самых эффективных общепризнанно считается «сарафанное радио» - когда человек делится своим мнением со знакомыми ему людьми. Аудитория воздействия в таком случае, конечно, меньше, чем у передач центрального телевидения в…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →