demkristo Golden Entry

Category:

Особенность советской кухни, о которой мало кто вспоминает

Каждый раз, когда я пишу о каких-то частностях советской кулинарии (не магазина, а кулинарной культуры, то есть культуры приготовления пищи), в комментарии приходят люди, которые считают своим долгом написать:

-Вы все врети! Никаких традиций советской кулинарии нет, и никогда не было, народ жил в вечном поиске чего бы вообще поесть.

И, в поддержку этакой своей позиции начинают приводить кучу аргументов. Мол, осетрины не было, с определенного момента, а когда она была, не каждый мог ее себе позволить. Грибов в продаже не было! Сыров было мало — вон, поглядите, в каждом приличном заграничном рецепте наименование сыра, какой нужно использовать, а у нас даже в «Книге о вкусной и здоровой пище», этакой Библии советской кулинарии, в рецептах чаще всего так и пишут — возьмите сыр.

Что это означает? А это означает, что сыров в стране не было! Какой достанете — такой и поедите. И с мясом так же, и с колбасами, и с другими продуктами.

И вот что хочу сказать…

Намедни обсуждали со знакомым, можно ли в чечевичной похлебке с претензией на испанское происхождение вместо чоризьо (чоризо) использовать обычную сырокопченую колбасу? То есть колбаса — это просто мясная составляющая, поэтому использован тот ее вид, который в наличии именно в регионе приготовления, или все-таки именно чоризо — этакая претензия, без которой похлебка невозможна.

Он утверждает, нет чоризо — нет похлебки. А ведь если вдуматься, чечевичная похлебка — весьма и весьма примитивное, дешевое блюдо, которое относится к бедняцкой кухне. Поэтому есть чоризо — хорошо, нет — кладем то, что у нас в наличие имеется. Чтобы добиться аутентичного испано-португальского вкуса, берем больше паприки (или не используем, если ее нет).

И такое отношение к рецепту — оно тоже нормально. Мне доводилось пробовать и «пустую» чечевичную похлебку во время путешествий, и с колбасками, и с копченостями, и просто на костях, и просто с мясом… Причем в тех регионах, где это блюдо считалось этаким «исконно-посконным, как у нас щи, допустим.

У чему я это все рассказываю? А к тому, что особенность любой кухни — ее классовое разделение. Угу. Как-то вот так. Не существует русской кухни, как таковой, не существует французской кухни, как таковой. И английской. И испанской, и японской… Она вся будет делиться на сотни классов и подклассов — деревенскую и городскую, бедняцкую и аристократическую, кухню охотника, кухню рыбака и кухню императора (царя-царевича, короля-королевича).

И утверждая, что в Советском Союзе кулинарных традиций, как таковых, не существовало, с продуктами было все плохо (мало сортов, мало видов, какие-то позиции деликатесные отсутствовали как класс), авторы этих утверждений о таком классовом делении забывают.

Основная идея и главная особенность советской кулинарии была в том, чтобы все жители могли питаться быстро, качественно и экономно, в соответствии с научными и медицинскими рекомендациями. Но так вышло, что СССР, как ни странно, дал возможность расти благосостоянию населения (да, сейчас для многих это звучит дико, но для многих крестьян и рабочих жизнь в СССР казалась раем по сравнению с тем, что было ДО появления этой страны, давайте уж смотреть на мир реально — если бы в Российской Империи текли молочные реки меж кисельными берегами, революций задохнулась).

А что случается, когда благосостояние растет?

Правильно, начинает лидировать восприятие продуктов как престижных и непрестижных… Вот это разделение, которое закладывалось в сознание веками, идея советской кулинарии победить не смогла. Это мы и наблюдаем, когда читаем возмущенное что не существует советской кулинарии, продуктов не было, того не было, сего не было…

Была она. Просто ее главную особенность, деклассизацию с доступностью всем основных базовых продуктов (а не того. что в разные периоды времени считается деликатесами) не учитывают. Но что уж лукавить, эту идею уничтожили сами люди, еще во времена СССР, потому что не может наше общество без классов…


promo demkristo january 19, 2013 14:58 3
Buy for 200 tokens
Как известно, есть несколько видов рекламы, при этом одной из самых эффективных общепризнанно считается «сарафанное радио» - когда человек делится своим мнением со знакомыми ему людьми. Аудитория воздействия в таком случае, конечно, меньше, чем у передач центрального телевидения в…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic