По Секрету Интернету (demkristo) wrote,
По Секрету Интернету
demkristo

“Собибор” - сильно, ярко, честно



Ну, вот и я посмотрел “Собибор”… Признаюсь честно – шел на фильм без особого воодушевления, потому как кто хвалил, кто ругал, а кто вообще сквозь зубы лениво целил – мол, каждый год под Девятое мая выпускают на экраны новый фильм о войне, и с каждым годом эти новые фильмы становятся все хуже и хуже…

Не буду спорить – бывали провалы у наших кинематографистов. Жесточайшие. Но этот фильм - не из них…

Я бы назвал “Собибор” одной из самых честных и пронзительных лент о Великой отечественной войне, которые видел за последние годы.

Тут надо совершить небольшой экскурс в историю, просто чтобы хоть примерно знать, о каких событиях там идет речь.



“Собибор” был лагерем смерти, не концентрационным, а предназначенным именно для уничтожения евреев. Зона смерти шестьсот метров на четыреста. Внутри – три корпуса. Один – администрации, второй – зона приемки и третий – тот, в котором прибывших уничтожали.




Газовые камеры были сделаны под душевые. К ним по трубам подавался…угарный газ от танковых моторов, которые установлены были снаружи. Почти все попавшие в лагерь умерщвлялись подобным способом в первый же день.




В “Списке Шиндлера” есть удивительная по силе своей сцена – когда десятки женщин напряженно ждут, что польется из труб в душевой – вода или смертельный газ. И томительная задержка эта…Я помню реакцию зрителей в тот момент, когда на экране, наконец, хлынула вода: многие рыдали.





А вот в трубах “Собибора” воды не было. И мне никогда не понять, что это за жестокая насмешка, изощренное издевательство? Давать людям надежду на то, что они останутся в живых, несмотря на то, что они знают – смерть неизбежна?



Прибывшим в лагерь сообщали, что они должны принять душ и пройти дезинфекцию. Раздевали. Сортировали. Женщин с детьми – отдельно, мужчин – отдельно. Им обещали, что дальше они пойдут по этапу в трудовой лагерь. Зондеркоманды загоняли их в газовые камеры…А потом вытаскивали трупы, вырывали золотые зубы.

Все быстро, четко. Примерно за три часа. Потому как скоро прибудет следующая партия.




Адский конвейер “Собибора” на время перестал функционировать в июле сорок второго – железная дорога была закрыта на ремонт, но в сорок третьем заработал опять – в несколько смен, без перерыва. Тогда же примерно руководство лагеря начало оставлять некоторых заключенных для работ – они отстраивали лагерь…



Одним из оставленных в живых был советский офицер Александр Печорский – он и организовал единственный в истории успешный побег из нацистского лагеря смерти.

Дальше ход событий описывать не буду – не люблю спойлерить. Расскажу о своих впечатлениях именно от фильма.



Я бы поставил его на одну ступень со “Списком Шинлера”, хотя картины абсолютно разные. И, в общем-то, режиссерской работе Хабенского - а это его первый опыт, насколько я понял – петь дифирамбы рано. Да и как-то неудобно сравнивать его с таким мэтром как Спилберг, лестью отдает.




“Cписок Шиндлера” прекрасен в своей психологической пронзительности.

“Собибор” – в своей честности. И этой же честностью он некоторых разочаровывают.

От военной драмы, тем более, рассказывающей о таком событии, как единственный успешный побег из лагеря смерти, мы ждем… А чего, собственно, ждем?



Героического надрыва. Неимоверно сильного героя на экране, фонтанирующего энергией, которая должна притягивать к нему союзников. Ему полагается воодушевлять, подбадривать, побеждать только силой мысли и одним движением руки. Этакого не знающего страха былинного богатыря, которому пули не страшны, а нацисты со своими приспешниками и вовсе подойти боятся…

Хабенскому в “Собиборе” удалось отойти от этого штампа. Он, кстати, там не только режиссер, но и исполнитель главной роли – Печерского.



Его Печорский – человек. Со своими страхами, надеждами, воспоминаниями о прошлом и желанием выжить. Не богатырь. Он не стремится быть героем – он просто делает то, что должен делать. Пытается спасти себя и других.

Потому и нет пафоса. Потому и нет героического надрыва, к которому мы все привыкли. Нет романтизации образов.

Но это – правдиво. Это – честно. Это – правда. И именно это подкупает. И именно это – страшно.




Да, “Собибор” страшен. Страшен в том, с какой откровенностью показана жестокость и бесчеловечность нацизма, его приспешников. Страшен в том, что фильм кричит: для  них, этих представителей “высшей расы” все остальные были лишь…мясом. Подлежащими уничтожению животными.

И за  это стоит сказать “браво!"  создателям кинокартины.

Хабенский в очередной раз подтвердил свое звание одного из самых талантливых российских актеров. Кристофер Ламберт, исполнивший роль начальника лагеря - бесподобен. И даже Кожевникова, как ни странно, картину не испортила, вынужден признать. Я не люблю эту актрису, но на экране ее даже не узнал поначалу…

Потому искренне рекомендую фильм всем, кто его еще не смотрел, потому что –да, повторяюсь – это сильная, яркая и честная картина о войне.


Tags: Впечатление, Кино, Мнение
Subscribe
promo demkristo january 19, 2013 14:58 3
Buy for 200 tokens
Как известно, есть несколько видов рекламы, при этом одной из самых эффективных общепризнанно считается «сарафанное радио» - когда человек делится своим мнением со знакомыми ему людьми. Аудитория воздействия в таком случае, конечно, меньше, чем у передач центрального телевидения в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →